1. Альфа-Директ
  2. Аналитика
  3. Наталия Орлова
  4. Макрообзор
  5. Экономика РФ в 2К20: важные детали динамики по секторам
16.09.2020

Экономика РФ в 2К20: важные детали динамики по секторам

Орлова Наталия
Главный экономист АО «АЛЬФА-БАНК», Руководитель центра макроэкономического анализа
Орлова Наталия

Пересмотр Росстатом оценки спада ВВП за 2К20 (с -8,5% г/г всего до 8,0% г/г) добавил правительству оснований для улучшения прогноза спада ВВП за 2020 до -3,9% г/г

При этом данные за 2кв20 иллюстрируют несколько интересных моментов. Во-первых, несмотря на рост расходов федерального бюджета на 35% г/г в 2К20, выпуск продукции в бюджетных секторах снизился на 3% г/г, включая здравоохранение, где спад составил целых 8,5% г/г. Во-вторых, финансовый сектор был лидером роста (+6,1% г/г) благодаря масштабной реструктуризации банковских кредитов, прошлым инвестициям в ИТ и высокому уровню готовности сектора перейти на удаленную работу. В-третьих, снижение выпуска в секторе добычи полезных ископаемых на 12,8% г/г в 2К20 было более чем нейтрализовано смещением расходов населения из сегмента путешествий заграницу на расходы внутри страны.

Росстат улучшил оценку спада ВВП за 2К20 до -8,0% г/г, Минэкономразвития пересмотрел свой прогноз спада ВВП на 2020 до -3,9% г/г, что приблизило прогноз ведомства к нашему прогнозу (-3,0% г/г)

Хотя предыдущая оценка спада ВВП Росстата на 8,5% г/г считалась позитивной в сравнении со странами-аналогами (см наш обзор Экономический рост РФ от 7 сентября), новая оценка Росстата указывает на снижение ВВП всего на -8,0% г/г. Это предполагает, что ВВП за 1П20 снизился всего на 3,4% г/г; с учетом этого, Минэкономразвития опубликовало обновленный прогноз спада ВВП в 2020, улучшив показатель с -4,8% г/г, согласно июньскому прогнозу, до -3,9% г/г. Пересмотр прогноза ведомства объясняется, главным образом, сильным улучшением прогноза инвестиций, которые, по первоначальному прогнозу, должны были снизиться на 10,4% г/г, однако сейчас предусматривается их снижение всего на 6,6% г/г (см Рис 1).

Еще одно изменение связано с тем, что Минэкономразвития улучшило свой прогноз снижения реальных располагаемых доходов с -3,5% г/г до более оптимистичных -3,0% г/г, что отражает улучшение траектории реальных зарплат, которые, как ожидается сейчас, должны вырасти на 1,5% г/г против снижения на 3,6% г/г, согласно предыдущему прогнозу (см Рис 2). Мы подтверждаем свой прогноз спада ВВП на 3,0% г/г на этот год, однако ожидаем более сильного снижения реальных располагаемых доходов на 5% г/г по итогам 2020.

Отраслевая структура спада сильно разошлась с нашими ожиданиями

Статистика Росстата позволяет сравнить ожидания от карантинных мер и их фактические последствия. Так, когда карантин только начался, мы ожидали, что он вызовет снижение ВВП на 20% г/г в первые, наиболее жесткие месяцы карантина; в своем прогнозе мы исходили из предпосылки, что выпуск в секторе гостиничного хозяйства снизится на 80% г/г, в розничной торговле и транспорте – на 60% г/г, в недвижимости – на 50% г/г, в строительстве – на 5%.

Фактический же результат подтверждает, что наиболее сильно пострадал гостиничный сектор, но его спад составил 57% г/г; транспорт снизился на 19% г/г, что гораздо меньше наших ожиданий, а торговля снизилась только на 13% г/г, что также было лучше ожиданий (см Рис. 3). Как недвижимость, так и строительство показали низкую чувствительность к кризису, снизившись соответственно на 1,2% г/г и на 1,7% г/г в 2К20.

Выпуск в бюджетных секторах снизился на 3,0% г/г, несмотря на рост расходов федерального бюджета на 35% г/г в 2К20

Интересным наблюдением является то, что несмотря на значительный рост расходов федерального бюджета (+35% г/г за 2К20 или 1,4 трлн руб. дополнительных расходов), динамика бюджетного сектора была очень слабой. Совокупный выпуск в 4 бюджетных секторах (образовании, здравоохранении, секторов госбезопасности и госуправления) снизился на 3,0% г/г в 2К20, включая очень сильный спад в здравоохранении на 8,5% г/г.

Это говорит о том, что несмотря на значительные дополнительные расходы, выделенные правительством, бюджетные сектора пострадали от карантинных мер очень сильно, а стимулирующие расходы были направлены в сектора, которые традиционного не считаются государственными (лучшем примером этому может служить результат строительного сектора, возможно поддержанный инфраструктурным строительством).

Лучшую динамику в 2К20 показал финансовый сектор, рост которого составил 6,1% г/г

Только три сектора в 2К20 смогли сохранить рост. Это сельское хозяйство (+0,4% г/г), финансовый сектор (+6,1% г/г) и госбезопасность (+2,6% г/г). Финансовый сектор не только опередил все другие сектора, но и продемонстрировал более сильную динамику в сравнении с 2К15, когда был пик спада в кризис 2014-2016, и в сравнении с 2К09, когда был пик спада в кризис 2009 (см Рис. 4).

Мы объясняем столь позитивный результат сочетанием ряда факторов. Во-первых, за этим стоит решение правительства о широкомасштабной реструктуризации кредитов, что может объяснять столь высокую активность финансового сектора; во-вторых, это также может быть связано со значительными инвестициями в ИТ в предыдущие годы большим числом российских банков, в том числе и государственных; втретьих, в отличие от ряда других секторов, связанных с физическим трудом, финансовые компании, по всей видимости, оказались лучше подготовлены к переходу на удаленную работу.

Снижение выпуска в секторе добычи полезных ископаемых было нейтрализовано сокращением расходов населения на зарубежный отпуск

Важной частью российской картины роста в 2К20 стало решение России участвовать в сделке OPEC+, что привело к сокращению выпуска в секторе добычи полезных ископаемых на 12,8% г/г. Этот фактор продолжает препятствовать восстановлению промышленности, несмотря на некоторое восстановление выпуска в обрабатывающей промышленности со спада на 7,9% г/г в 2К20 до снижения на 3,3% г/г уже в июле (см Рис. 5). Стоит также отметить, что ущерб от сделки OPEC+ для экономики отчасти нейтрализуется смещением туристических потоков от путешествий заграницу к внутреннему туризму.

В 2К20 россияне израсходовали менее $2 млрд на путешествия заграницу (расходы на транспорт и поездки), тогда как в 2К19 эта цифра превысила $13 млрд (см Рис. 6). В квартальном сопоставлении позитивный экономический эффект от сокращения расходов на путешествия заграницу в три раза превысил размер эффекта от снижения добычи в секторе полезных ископаемых; очевидно, что смещение спроса стало причиной относительно сильной цифры ВВП за 2К20.

© АО «Альфа-Банк». Все права защищены. Настоящий отчет и содержащаяся в нем информация являются исключительной собственностью Альфа-Банка. Несанкционированное копирование, воспроизводство и распространение настоящего материала, частично или полностью, в отсутствие разрешения Альфа-Банка в письменной форме строго запрещено. Данный материал предназначен АО «Альфа-Банк» (далее – «Альфа-Банк») для распространения в Российской Федерации. Он не предназначен для распространения среди частных инвесторов. Несмотря на то, что приведенная в данном материале информация получена из источников, которые, по мнению Альфа-Банка, являются надежными, Альфа-Банк, его руководящие и прочие сотрудники не делают заявлений и не дают заверений ни в прямой, ни в косвенной форме, относительно своей ответственности за точность, полноту такой информации и отсутствие в данном материале каких-либо важных сведений. Любая информация и любые суждения, приведенные в данном материале, могут быть изменены без предупреждения. Альфа-Банк не дает заверений и не заявляет, что упомянутые в данном материале ценные бумаги и/или суждения предназначены для всех его получателей. Данный материал распространяется исключительно для информационных целей. Распространение данного материала не является деятельностью по инвестиционному консультированию. Информация, приведенная в данном материале, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Альфа-Банк и связанные с ним компании, руководящие сотрудники и прочие сотрудники всех этих структур, в т.ч. лица, участвующие в подготовке и издании данного материала, могут иметь отношения с маркет-мейкерами, а иногда и выступать в качестве таковых, а также в качестве консультантов, брокеров или представителей коммерческого, или инвестиционного банка в отношении ценных бумаг, финансовых инструментов или компаний, упомянутых в данном материале, либо входить в органы управления таких компаний. Ценные бумаги с номиналом в иностранной валюте подвержены колебаниям валютного курса, которые могут привести к снижению их стоимости, цены или дохода от вложений в них. Кроме того, инвесторы, вкладывающие средства в ценные бумаги типа АДР, стоимость которых изменяется в зависимости от курса иностранных валют, принимают на себя валютный риск. Инвестиции в России и в российские ценные бумаги сопряжены со значительным риском, поэтому инвесторы, прежде чем вкладывать средства в такие бумаги, должны провести собственное исследование и изучить экономические и финансовые показатели самостоятельно. Инвесторы должны обсудить со св оими финансовыми консультантами риски, связанные с таким приобретением. Альфа-Банк и их дочерние компании могут публиковать данный материал в других странах. Поскольку распространение данной публикации на территории других государств может быть ограничено законом, лица, в чьем распоряжении окажется данный материал, должны быть информированы о таких ограничениях и соблюдать их. Любые случаи несоблюдения указанных ограничений могут рассматриваться как нарушение закона о ценных бумагах и других соответствующих законов, действующих в той или иной стране.