RU000A102RU2
В рамках новой программы биржевых облигаций 001Р на ₽50 млрд лидирующий игрок на рынке автолизинга в России АО «ЛК «Европлан» разместил в начале февраля выпуск биржевых облигаций 001P-01. Ставка купона была установлена на уровне 7,1%. Блестящее прохождение компанией кризисного 2020 г. привлекло заметный спрос со стороны инвесторов, что позволило компании увеличить первоначальный объём привлечения с не менее ₽5 млрд до ₽11 млдрд.
АО «Лизинговая компания «Европлан» (далее Европлан, компания) – крупнейшая независимая лизинговая компания России с 20-летней историей. Занимает 1-ое место на российском рынке лизинга легкового и грузового транспорта (с долей на рынке автолизинга 16%**). С 2013 г. входит в ТОП-15 автолизинговых компаний Европы. Компания широко представлена по всей России, насчитывая 79 офисов, 4 тысячи дилерских центра и собственную команду менеджеров фронт-офиса. 100% акций компании принадлежит холдингу «САФМАР Финансовые инвестиции» (MOEX: SFIN), объединяющему небанковские активы Михаила Гуцериева.
Ключевым продуктом компании является финансовый лизинг ликвидного автотранспорта – легковых автомобилей (46%), коммерческих автомобилей (33%) и самоходной техники (11%). Целевой сегмент бизнеса Европлана – малый (с годовой выручкой <₽800 млн) и средний бизнес (до ₽2 млрд), использующий транспорт в различных целях: строительство дорог, грузоперевозки, каршеринг и другое. Широкая клиентская база (более 103 тыс. компаний) позволяет компании сохранять низкую концентрацию риска на одного клиента – на крупнейшего клиента приходится 1% лизингового портфеля, на 10 – 5%, на 50 – 12%, а средний размер лизингового договора составляет ₽2,8 млн. Залогом успеха бизнеса компании является заложенная первыми международными инвесторами (IBRD, IFC)(3*) кредитная культура, направленная на поддержание прозрачности бизнеса (МСФО с 2000 г.), высокого качества лизингового портфеля и корпоративного управления. Качество лизингового портфеля достигается за счёт высокого уровня покрытия предмета лизинга(4*), низкой концентрации в отраслевом разрезе (max вес по отраслям – не более 15%), скоринговыми моделями, проверенными кризисами и системой мотивации сотрудников. По состоянию на конец 2020 г. доля NPL 90+(5*) в компании составила менее 0,01% от лизингового портфеля (чистые инвестиции в лизинг).
Для диверсификации источников дохода компания успешно развивает другие направления по организации услуг, связанных с владением автомобилем – страхование и автоуслуги, от которых непроцентный доход достиг 46% чистого процентного дохода компании за 9M2020г. По мнению менеджмента компании, существенная доля непроцентного дохода имеет дальнейший потенциал и создает основу для стратегических проектов с высокой маржинальностью.
Лизинговый портфель, как и доходы от операционной деятельности компании, растут средними темпами 25% и 19% в год соответственно за последние 10 лет. Несмотря на шоковое состояние экономики в 2020 г., за 9М 2020 г. аналогичные показатели показали рост на 9,8% и 15,4% г/г, а чистая прибыль увеличилась на 29% до ₽4,4 млрд, что подчёркивает устойчивость бизнеса к внешним шокам. В структуре фондирования преобладает заёмный капитал – отношение долг/капитал составляет 4,2x, что лежит на нижней границе целевого уровня компании 4,0-6,0x. Пассивы в основном представлены кредитами ведущих российских банков (64%) и облигациями (36%). В совокупном кредитном портфеле доля крупнейшего кредитора составляет 22,6%. За период работы компания накопила большой опыт работы и блестящую кредитную историю с более 20 российскими и иностранными банками, таким образом вероятность неудача рефинансирования банковского долга является крайне низкой. На текущий момент в обращении находятся 6 выпусков облигаций на ₽26 млрд. Компания имеет устойчивый рост показателя рентабельности капитала – ROE(6*) с 7% в 2004 г. вырос до 39,9% по итогам 9М 2019 г. - такая динамика свидетельствует об эффективности выбранной модели генерации денежного потока, которая позволяет поддерживать рейтинг собственной платёжеспособности компании на самом высоком уровне среди конкурентов(7*). Ликвидность также находится на высоком уровне. Компания имеет положительную накопленную ликвидность на всех сроках погашения активов и обязательств. По данным компании, коэффициент ликвидности (до 1 года) в среднем составляет 1,5x.
Менеджмент компании отмечает невысокое проникновение лизинга легковых а/м на российском рынке (около 12% против 30%-49% в западных странах), что связано с более поздним становлением рыночной экономики. Данный фактор, наряду со старым парком легкового и грузового транспорта, а также стабильной законодательной базой для лизинговой отрасли будут формировать в будущем устойчивый спрос на услуги компании.
Нестабильная операционная среда, внешние шоки, неблагоприятное изменение законодательной базы, высокая конкурентная среда могут ослабить позиции компании, ухудшить качество лизингового портфеля, снизить прибыльность и как следствие достаточность капитала. Выпуск является необеспеченным, что ставит его на последнее место в очереди по удовлетворению требований кредиторов. Нивелирующим фактором является 20ти летняя история прибыльности компании, в том числе в кризисы 2008, 2014 и 2020 годов.
(*) – g-curve – Кривая бескупонной доходности - https://www.moex.com/ru/marketdata/indices/state/g-curve/
(**) – вычислено как: ₽2,5 трлн рынок легковых автомобилей в 2019 г., где 13% - доля лизинга в продажах легковых автомобилей, из которых 16% - объём лизинговых сделок ЛК «Европлан» или ₽52,5 млрд;
(3*) – Международный банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация;
(4*) – первоначальный авансовый платёж лизингополучателя составляет более 20% от стоимости предмета лизинга;
(5*) – NPL (англ. – Non-performing loan) – просроченная задолженность более 90 дней;
(6*) – ROE (англ. Return on Equity) - рентабельность собственного капитала;
(7*) – Fitch от 25.06.2019 г.
Информация по выпуску
Источник: Bloomberg
Динамика операционного дохода, 2015-9М 2020 гг.
Источники: Презентация для инвесторов
Чистая прибыль и рентабельность капитала ROE, 2010-9M2020 гг.
Источники: Презентация для инвесторов
Карта доходностей российских лизинговых компаний
Источник: Bloomberg