ball gold
Альфа-Директ теперь Альфа-Инвестиции!
banner

Инвестиционный план

Купить не выше
100%
Получить
7,38% годовых
Дата погашения
18.05.2028

27 мая 2021 г. откроется книга по размещению 74-го «зелёного» выпуска облигаций Правительства Москвы общим объёмом ₽70 млрд. на 7 лет. Ставка купона предусматривает премию к кривой государственных облигаций на уровне 60-70 б.п., при этом рейтинги эмитента соответствуют суверенному рейтингу России (Baa3/BBB-/BBB), а рейтинговое агентство АКРА присвоило выпуску наивысший кредитный рейтинг AAA(RU). Данный выпуск станет первым в стране выпуском «зеленых» субфедеральных ценных бумаг, верифицированных по международным стандартам ICMA*, что должно привлечь заметный интерес со стороны российских и иностранных инвесторов. 

Москва – столица Российской Федерации. Крупнейший по численности населения город страны и Европы – 12,6 млн. жителей и 3-й (после Токио и Нью-Йорка) по Валовому региональному продукту (ВРП) по ППС** среди городских агломераций мира. Валовый региональный продукт Москвы по итогам 2020 г. оценивается в ₽19 трлн., что составляет 1/5 валовой добавленной стоимости всех регионов России. Кредитный профиль города Москвы основан на диверсифицированной и динамичной экономике региона с высокой концентрацией производства добавочной стоимости. 

Бюджет

Москва характеризуется устойчивой бюджетной системой, основанной на собственных источниках доходов. Наибольший объём поступлений бюджета формирует налог на доходы физических лиц (НДФЛ, 46% в бюджете 2021 г.). Остальные источники дохода – это налог на прибыль организаций (30%), прочие налоговые доходы (16%) и неналоговые доходы (8%). В этом году и ближайшей 3-х летке доходы бюджета будут полностью покрывать все расходы, связанные содержанием города и выполнением социальных обязательств перед жителями. Пандемия коронавирусной инфекции оказала умеренное влияние на бюджет города – по итогам 2020 г. доходы бюджета выросли на 9% г/г до ₽2,8 трлн. (против +11% г/г в 2019 г.), расходы выросли на 12% г/г до ₽3 трлн. (против +16% в 2019 г/г). Дефицит составил ₽137 млрд. и был профинансирован за счёт собственных средств от профицита бюджета прошлых периодов. Тем не менее, вследствие выполнения адресной инвестиционной программы города (расходы на которую составляют ~20% расходов бюджета), дефицит бюджета в 2021 г. составит ₽510 млрд., в 2022 г. ₽340 млрд. и ₽183 млрд. в 2023 г., который будет профинансирован частично за счёт выпуска государственных облигаций в объёме до ₽396 млрд. – в 2021 году, до ₽178,5 млрд. – в 2022 году, до ₽44,1 млрд. – в 2023 году. 

Публичная история долга

Город Москва, также как и любой другой субъект Российской Федерации, может выпускать государственные облигации. Исторически г. Москва присутствует на долговом рынке с 1997 г. и имеет блестящую репутацию заёмщика, ни разу не нарушив за этот период принятых обязательств. Последний раз Москва выходила на рынок в 2013 г. с небольшим размещением – на ₽6,85 млрд. Город уже имеет похожий опыт финансирования инвестиционной программы в период кризисных 2008-2009 г., когда доходы бюджета города упали почти на 25%. Тогда город нарастил долг более чем в 2 раза, дав мощный стимул для развития московской экономики. По подсчетам Правительства столицы, налоговые доходы бюджета от инвестиционных проектов с учётом мультипликативного эффекта выше суммы купонных выплат в 1,5-2 раза, поэтому для города выгоднее занять средства и создать инфраструктуру сегодня, чем построить её через несколько лет, используя собственные средства. Как и тогда, сейчас Правительство не планирует полностью реализовывать весь объём заимствований, а будет отталкиваться от конъюнктуры рынка, спроса и исполнения бюджета. Москва занимает консервативную долговую политику. Госдолг Москвы на начало 2021 г. составлял ₽30 млрд. или 1% от доходов бюджета. Даже с учётом максимальных объёмов заимствований город сохранит устойчивую бюджетную систему, а его объём не превысит 16% доходов бюджета, что на порядок ниже среднего отношения долга к доходам крупных городов Европы. 

Сейчас в обращении находятся два выпуска – 48-ой (выпущен в 2006 г.) объёмом ₽30 млрд. с погашением в 2022 г. и 72-ой, размещённый в апреле 2021 г. на 3 года, объёмом ₽35 млрд. (утверждённый объём ₽70 млрд.).

«Зелёный» долг

Средствами от размещения 74 выпуска будут профинансированы замена автобусного парка на электробусы, а также строительство Большой кольцевой линии метро. Начиная с 2018 года город планомерно осуществляет замену автобусного парка на электробусы. По состоянию на начало 2021 г. город эксплуатирует ~600 электробусов, являясь европейским лидером по количеству электробусов в одном городе. В рамках проекта город планирует приобрести ~400 электробусов. Замена одного дизельного автобуса на электробус в среднем сокращает выбросы загрязняющих веществ на 190-250 кг/год и CO2 на 60,5 тонн год. Развитие линий метро должно привести к отказу жителей от ежедневных поездок на личном транспорте, что также сократит выбросы CO2 и загрязняющих веществ. Соблюдение и реализации целей будет обеспечиваться созданной по распоряжению Мэра Москвы Рабочей группой. Город будет готовить и размещать ежегодные отчёты по «зелёным» облигациям на сайте публикации бюджетной информации г. Москвы.

Риски

Риски бумаг Правительства Москвы сопоставимы с рисками инструментов федерального уровня, т.е. ОФЗ. Бумаги данного эмитента, вероятно, будут повторять динамику ОФЗ, но, учитывая их меньший объём, в случае негативной динамики ОФЗ, может реализоваться риск отсутствия ликвидности. На данные бумаги не распространяются санкции на федеральный госдолг.

(*) – International Capital Market Association;

(**) – Паритет Покупательной Способности


Информация по выпуску

Источник: Предварительные условия размещения

Карта доходностей облигаций Москвы и ОФЗ 

Источник: Bloomberg

Динамика и прогноз показателей дефицита(-)/профицита(+) бюджета Москвы и адресной инвестиционной программы города

Источник: budget.mos.ru

Отношение максимального долга Москвы на конец года к доходам бюджета, %

Источник: доклад правительства Москвы, «Выпуск облигаций Москвы-2021»

Смотрите также:

© АО «Альфа-Банк». Все права защищены. Настоящий отчет и содержащаяся в нем информация являются исключительной собственностью Альфа-Банка. Несанкционированное копирование, воспроизводство и распространение настоящего материала, частично или полностью, в отсутствие разрешения Альфа-Банка в письменной форме строго запрещено. Данный материал предназначен АО «Альфа-Банк» (далее – «Альфа-Банк») для распространения в Российской Федерации. Он не предназначен для распространения среди частных инвесторов. Несмотря на то, что приведенная в данном материале информация получена из источников, которые, по мнению Альфа-Банка, являются надежными, Альфа-Банк, его руководящие и прочие сотрудники не делают заявлений и не дают заверений ни в прямой, ни в косвенной форме, относительно своей ответственности за точность, полноту такой информации и отсутствие в данном материале каких-либо важных сведений. Любая информация и любые суждения, приведенные в данном материале, могут быть изменены без предупреждения. Альфа-Банк не дает заверений и не заявляет, что упомянутые в данном материале ценные бумаги и/или суждения предназначены для всех его получателей. Данный материал распространяется исключительно для информационных целей. Распространение данного материала не является деятельностью по инвестиционному консультированию. Информация, приведенная в данном материале, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Альфа-Банк и связанные с ним компании, руководящие сотрудники и прочие сотрудники всех этих структур, в т.ч. лица, участвующие в подготовке и издании данного материала, могут иметь отношения с маркет-мейкерами, а иногда и выступать в качестве таковых, а также в качестве консультантов, брокеров или представителей коммерческого, или инвестиционного банка в отношении ценных бумаг, финансовых инструментов или компаний, упомянутых в данном материале, либо входить в органы управления таких компаний. Ценные бумаги с номиналом в иностранной валюте подвержены колебаниям валютного курса, которые могут привести к снижению их стоимости, цены или дохода от вложений в них. Кроме того, инвесторы, вкладывающие средства в ценные бумаги типа АДР, стоимость которых изменяется в зависимости от курса иностранных валют, принимают на себя валютный риск. Инвестиции в России и в российские ценные бумаги сопряжены со значительным риском, поэтому инвесторы, прежде чем вкладывать средства в такие бумаги, должны провести собственное исследование и изучить экономические и финансовые показатели самостоятельно. Инвесторы должны обсудить со св оими финансовыми консультантами риски, связанные с таким приобретением. Альфа-Банк и их дочерние компании могут публиковать данный материал в других странах. Поскольку распространение данной публикации на территории других государств может быть ограничено законом, лица, в чьем распоряжении окажется данный материал, должны быть информированы о таких ограничениях и соблюдать их. Любые случаи несоблюдения указанных ограничений могут рассматриваться как нарушение закона о ценных бумагах и других соответствующих законов, действующих в той или иной стране.