ball gold
Альфа-Директ теперь Альфа-Инвестиции!
banner

Инвестиционный план

Купить не выше
100%
Получить
8,35%-8,5% годовых
Дата погашения
10.06.2026

После 8-летнего перерыва на долговый рынок вновь выйдет крупнейший авиаперевозчик РоссииАэрофлот. 5-летний выпуск объёмом от ₽15 млрд. должен стать 6-ым по счёту и единственным обращающимся на рынке. Восстанавливающийся характер рынка авиаперевозок и лидирующая позиция на нём в стране должны стать факторами быстрого возвращения финансовых и операционных показателей Аэрофлота к «доковидным» уровням, а долгосрочная стратегия роста позволит удвоить пассажиропоток к 2028 г. Целью привлечения долга является пополнение ликвидности для укрепления финансовой устойчивости.  

Об эмитенте

ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» (далее вместе с дочерними предприятиями «Группа», «Аэрофлот») — крупнейший авиаперевозчик России, ведущий работодатель в отрасли, отпраздновавший весной 98-летие. Входит в Топ-20 авиаперевозчиков мира по пассажиропотоку (PAX). По итогам 2020 г. занимает 41,2% отечественного рынка по пассажиропотоку (+11,2 п.п. с 2012 г.), значительно опережая ближайшего конкурента S7 с долей в 16,9%. Группа развивается на основе мультибрендовой платформы – в состав входят три авиакомпании: «Аэрофлот» (премиум сегмент, перевёз в 2019 г. 61,3% PAX Группы), «Победа» (лоукостер — один из крупнейших и самых эффективных по затратам в мире*, 19,0%) и «Россия» (средний класс, 16,9%)**. Такая спецификация в Группе позволяет каждому «бренду» эффективно занимать свою рыночную нишу. По состоянию на 31 марта 2021 г. 57,3% акций принадлежало РФ в лице Министерства финансов РФ и Федерального агентства по управлению государственным имуществом. В свободном обращении, у институциональных и розничных инвесторов, находится 40,7% капитала. Акции торгуются на Московской бирже (тикер AFLT) и включены в котировальный лист первого уровня. Группа находится в списке стратегически значимых предприятий в России.

Бизнес и стратегия 2028

Основным видом деятельности Группы является предоставление услуг в области пассажирских (88% выручки в 2019 г., 81% в 2020 г.) и грузовых воздушных перевозок (3% / 9%), а также предоставление прочих связанных с воздушными перевозками услуг (~10% оба года). Основа пассажиропотока Группы формируется за счёт стабильно растущего сегмента внутренних линий (3*), который показал рекордно быстрое восстановление спустя лишь 2 месяца после возобновления полётов в 2020 г. Хаб Группы – московский аэропорт «Шереметьево». Парк насчитывает 336 самолётов (4*) со средним возрастом на конец 2020г. 7,1 лет (Аэрофлот – 5,6). Использование современного и топливно-эффективного парка воздушных судов снижает выбросы парниковых газов в атмосферу, соответствуя приоритетам Группы. Все суда Группа арендует на срок от 6 до 16 лет и по состоянию на 31 марта 2021 г. доля активов в форме прав пользования составляла 62% (₽620 млрд.). Среди лизингодателей присутствуют крупные государственные компании — ВТБ-лизинг, ГТЛК, СберЛизинг, ВЭБ-лизинг и др., оказавшие поддержку в виде лизинговых каникул для части флота Группы в трудный (5*) 2020 г., что рассматривается как один из факторов поддержки со стороны государства (6*). В 2020 г. Совет директоров одобрил обновлённую долгосрочную стратегию развития до 2028 года. Основными целями являются удвоение PAX до 130 млн., усиление специализаций компаний Группы, фокус на развитие лоу-кост сегмента и дальнейшее развитие продукта Аэрофлота.

Финансы и COVID-19

За последние годы (с 2016 по 2019 г.) Группа показывала стабильные темпы роста финансовых и операционных показателей: выручка (+13% CAGR), EBITDA (+30% CAGR), PAX (+11% CAGR), а загрузка пассажирских кресел (7*) не опускалась ниже 81%. Распространение COVID-19 оказало негативное влияние на всю авиаиндустрию: в 2020 г. выручка упала на 55,4% г/г до ₽302 млрд., однако показатель EBITDA остался в «плюсе» ₽27 млрд. (-84%, г/г). Положительная динамика и масштаб внутреннего рынка в бизнесе Группы оказали поддержку её финансовым метрикам. Это, наряду с антикризисными мерами Группы, позволило ограничить убытки в 2020 г., составившие ₽123 млрд. В 1 кв. 2021 г. наблюдается продолжение восстановления трафика на российском рынке авиаперевозок – он уже сопоставим с показателями 1 кв. 2019 г., а в апреле даже на 12% выше, однако международное авиасообщение осуществляется с ограничениями. Выручка в 1 кв. 2021 г. составила ₽75,5 млрд. (+11% кв/кв), CFO (8*) - ₽16 млрд., EBITDA и маржинальность - ₽7,7 млрд. и 10,2%. Пассивы Группы состоят в большей степени из лизинговых обязательств в валюте (₽664 млрд.), что создаёт валютный риск. Тем не менее, валютная позиция достаточно сбалансирована в связи с преимущественным покрытием валютных расходов валютными доходами. Аналитический показатель чистый долг EBITDA сейчас не является репрезентативными и в условиях продолжающего восстановления должен, вероятно, приблизиться к нормализованным уровням (до пандемии показатель составлял 2,9x) (9*). Ликвидность Группы находится на достаточном уровне – объём денежный средств и доступных кредитных линий составляет ₽78 млрд. и ₽143 млрд. (из них ₽39 млрд. - с государственной гарантией). 

Риски

Длительное ограничение международного сообщения, замедление внутреннего спроса, ослабление локальной валюты, рост цен на авиатопливо (~1/3 от совокупной себестоимости) может оказать отрицательное влияние на показатели Группы.

* - На основе показателя CASK ex.-fuel, расчёт на базе данных мировых авиакомпаний;

** - оставшаяся доля в 2,7% принадлежала региональному перевозчику «Аврора», который был продан в декабре 2020 г.;

(3*) - до пандемии на них приходилось более 55% от пассажиропотока Группы;

(4*) - 28% - Боинг 737, 22% - Аэробус A320, 18% - SSJ 100 и другие модели;

(5*) - в связи с COVID-19 траффик упал на 50%, с максимальным снижением во 2 кв -89%;

(6*) - помимо прямого участия государства (например в докапитализации в 2020 г. на ₽50 млрд. в рамках дополнительной эмиссии акций на ₽80 млрд.);

(7*) - отношение фактического пассажирооборота к выставленным емкостям;

(8*) – операционный денежный поток;

(9*) – среднее с 2016 по 2019 г.  

Информация по выпуску

Источник: Предварительные параметры выпуска

Общая российская динамика пассажиропотока гражданской авиации, % против 2019 г.

Источник: Презентация ПАО «Аэрофлот» за 1кв. 2021 г.

Финансовые показатели ПАО «Аэрофлот»

Источник: Отчётность по МСФО

(*) - Чистая прибыль 2018 года скорректирована на «бумажный» эффект от переоценки обязательств по операционной аренде воздушных судов

Карта доходностей российских компаний в сегменте транспорт

Источники: Bloomberg

Смотрите также:

© АО «Альфа-Банк». Все права защищены. Настоящий отчет и содержащаяся в нем информация являются исключительной собственностью Альфа-Банка. Несанкционированное копирование, воспроизводство и распространение настоящего материала, частично или полностью, в отсутствие разрешения Альфа-Банка в письменной форме строго запрещено. Данный материал предназначен АО «Альфа-Банк» (далее – «Альфа-Банк») для распространения в Российской Федерации. Он не предназначен для распространения среди частных инвесторов. Несмотря на то, что приведенная в данном материале информация получена из источников, которые, по мнению Альфа-Банка, являются надежными, Альфа-Банк, его руководящие и прочие сотрудники не делают заявлений и не дают заверений ни в прямой, ни в косвенной форме, относительно своей ответственности за точность, полноту такой информации и отсутствие в данном материале каких-либо важных сведений. Любая информация и любые суждения, приведенные в данном материале, могут быть изменены без предупреждения. Альфа-Банк не дает заверений и не заявляет, что упомянутые в данном материале ценные бумаги и/или суждения предназначены для всех его получателей. Данный материал распространяется исключительно для информационных целей. Распространение данного материала не является деятельностью по инвестиционному консультированию. Информация, приведенная в данном материале, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Альфа-Банк и связанные с ним компании, руководящие сотрудники и прочие сотрудники всех этих структур, в т.ч. лица, участвующие в подготовке и издании данного материала, могут иметь отношения с маркет-мейкерами, а иногда и выступать в качестве таковых, а также в качестве консультантов, брокеров или представителей коммерческого, или инвестиционного банка в отношении ценных бумаг, финансовых инструментов или компаний, упомянутых в данном материале, либо входить в органы управления таких компаний. Ценные бумаги с номиналом в иностранной валюте подвержены колебаниям валютного курса, которые могут привести к снижению их стоимости, цены или дохода от вложений в них. Кроме того, инвесторы, вкладывающие средства в ценные бумаги типа АДР, стоимость которых изменяется в зависимости от курса иностранных валют, принимают на себя валютный риск. Инвестиции в России и в российские ценные бумаги сопряжены со значительным риском, поэтому инвесторы, прежде чем вкладывать средства в такие бумаги, должны провести собственное исследование и изучить экономические и финансовые показатели самостоятельно. Инвесторы должны обсудить со св оими финансовыми консультантами риски, связанные с таким приобретением. Альфа-Банк и их дочерние компании могут публиковать данный материал в других странах. Поскольку распространение данной публикации на территории других государств может быть ограничено законом, лица, в чьем распоряжении окажется данный материал, должны быть информированы о таких ограничениях и соблюдать их. Любые случаи несоблюдения указанных ограничений могут рассматриваться как нарушение закона о ценных бумагах и других соответствующих законов, действующих в той или иной стране.