Инвестиционный план

Купить не выше
100%
Получить
9%-9,75% годовых
Дата погашения
26.10.2026

В конце октября с дебютным выпуском на долговой рынок выйдет крупнейший в России оператор на рынке железнодорожных перевозок сжиженных углеводородных газов СГ-Транс. О значимости сектора, в котором оперирует СГ-Транс, свидетельствует 45% доля нефти и газа в товарном экспорте РФ, 28% доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете и 15% доля нефтегазового сектора в ВВП России. Кредитное качество эмитента характеризует высокий рейтинг от АКРА «А+» со стабильным прогнозом и лидирующие позиции на рынке транспортировки сжиженных углеводородов в цистернах. 

Об эмитенте

АО «СГ-Транс» (далее – СГТ, вместе с дочерними предприятиями Группа) – крупнейший железнодорожный оператор России по перевозке сжиженных углеводородов (СУГ), ведущий свою историю с 1959 г., когда Главгаз СССР создал Государственный союзный трест «Союзгаз», который занимался приемом, хранением, транспортировкой и распределением потребителям СУГов и легкого углеводородного сырья. В 2012 г. компания в результате приватизации стала частной. Крупнейшими акционерами на сегодняшний день являются С. Смыслов и А. Тайчер (с долей 58,25%), остальные 41,75% - казначейские акции.

СГТ занимает ТОП-1 позицию по общему количеству газовых цистерн и танк-контейнеров (ТК) на сети РЖД с 65% долей по объёмам перевозок СУГ в цистернах и 25% долей по объёму перевозок наливной химии в ТК в России*. Структура Группы подразумевает собой 100% владение в четырёх дочерних предприятиях: «Химинвесттранс» (приобретено в 2017 г., транспортировка наливной химии в ТК), «Спецтрансгарант» (приобретено в 2019 г., транспортировка сжиженных газов и наливной химии в ТК), «Башкирская перевозочная компания» (приобретено в 2014 г., сдаёт в аренду «Лукойл-Транс» собственный подвижной состав), «Рейл Гарант Казахстан» (приобретено в 2021 г., оказывает услуги перевозки грузов в Казахстане). Также имеет совместное предприятие с долей в нём более 50% с Сибуром - «НХТК» (создана в 2018 г., оказывает полный спектр услуг по организации грузовых ж/д перевозок). В управлении СГТ находится более 31 тыс. единиц различного подвижного состава и 6,7 тыс. химических и газовых ТК. Группа обладает широкой филиальной сетью и обширной клиентской базой с долгосрочными контрактами и партнёрскими взаимоотношениями.

Бизнес профиль

Основная выручка СГ-Транс (70%) формируется в стабильном и высоко маржинальном (62% от EBITDA) сегменте перевозок СУГ в цистернах, предоставляя ж/д подвижной состав в аренду (57% от выручки в сегменте СУГ), оказывая ж/д транспортные услуги (15%) и услуги по техническому обслуживанию (15%). Арендные договора СГТ имеют долгосрочный характер с ежегодной индексацией и возможностью увеличения парка и пролонгации. Являясь самым крупным игроком на этом рынке (с долей в 65%; остальные 23% рынка принадлежат Газпром-трансу), СГ-Транс имеет устоявшиеся партнёрские отношения со всеми крупнейшими холдингами РФ – производителям СУГ/ШФЛУ** и нефтехимии (с долей в 100% в объёмах погрузки Сибура, Роснефти и Сургутнефтегаза(3*)). Бизнес-модель Группы устойчива к рыночным колебаниям в связи с характером оказываемых услуг, обеспечивающих непрерывность технологического производственного цикла и являющихся неотъемлемой частью транспортной безопасности для клиентов. Оставшаяся часть выручки (30%) формируется в новом и быстрорастущем сегменте перевозок нефтехимических грузов в танк-контейнерах. Сегмент характеризуется высокой маржинальностью (51% от EBITDA) и большим количеством грузоотправителей, с ключевыми из которых СГТ также имеет стабильные отношения, гарантирующие обеспеченность парка грузовой базой (4*) в долгосрочной перспективе.  

Финансы и прогнозы

За последние три года выручка СГТ показывала устойчивые темпы роста на 11% ежегодно, а маржинальность оставалась вблизи 60%, при этом темпы роста чистой прибыли за этот же период составили 21%. По итогам 1П 2021 г. выручка СГТ составила ₽9,2 млрд. (+2,5% г/г (5*)), а чистая прибыль ₽3,9 млрд. (+77% г/г). Группа поддерживает комфортный уровень долговой нагрузки - осуществляя значительные инвестиции, в том числе за счёт заемных средств, долговая нагрузка за последние 5 лет остаётся практический неизменной. По итогам 1П 2021 г. чистый долг EBITDA составил 3,4х (6*), находясь на нижней границе целевого диапазоне 3,5-4,0х. К 2023 г. СГТ прогнозирует снижение данного показателя до 2,1x на фоне завершения интенсивной инвестиционной фазы при сохранении маржинальности по EBITDA на уровне 55%. Кредитный портфель СГТ полностью номинирован в рублях и представлен в основном (76%) кредитами ведущих банков - Альфа-Банка (40%), ВТБ (39%) и Сбербанка (21%). Целью дебютного выпуска облигаций является оптимизация кредитного портфеля путём диверсификации его источников. До 2023 г. СГТ планирует иметь равную долю облигационный выпусков и кредитов в фондировании. Ликвидность СГТ находится на высоком уровне - по итогам 1П 2021 г. СГТ имела денежные средства в размере ₽2,4 млрд. и неиспользованный лимит по кредитным линиям на сумму ₽19,4 млрд.

Стратегия

Стратегия развития СГТ заключается в сохранении лидерский позиций на рынке транспортировки СУГ в цистернах и грузов в танк-контейнерах, обновлении парка вагонов (взамен выбывающим по сроку службы) (7*), расширении спектра оказываемых услуг и географии присутствия, а также оптимизации операционных издержек и расходов. 

Риски

Ухудшение экономической ситуации в России и отношений с крупными клиентами может негативно отразиться на будущих результат СГ-транс. Различия в интерпретации налогового законодательства налоговыми органами и эмитентом могут повлиять на финансовую отчётность. Группа не имеет адекватного страхового покрытия (нет страхования временного прекращения деятельности, ответственности в отношении ущерба, нанесённого третьим лицам или окружающей среде). В случае реализации этих рисков убытки могут оказать негативное влияние на финансовое положение Группы. Выпуск является необеспеченным, что ставит его на последнее место в очереди по удовлетворению требований кредиторов.  

Сноски

* – Прогноз по итогам 2021 г. Источник: Презентация для инвесторов, октябрь 2021 г.;

** – широкая фракции легких углеводородов

(3*)- в 2020 г.;

(4*) - это грузопотоки, обусловленные договорными обязательствами;

(5*) – низкие темы связаны с продолжением эффекта пандемии 2020 г. и аварией в начале года на одном из крупных предприятий отрасли;

(6*) – включая операционную аренду и фин. лизинг, составляющих 24% от обязательств Группы;

(7*) - средний возраст парка вагонов 19 лет при среднем сроке службы 40 лет, т.е. Группа не видит существенных инвестиций по данному сегменту.

Предварительная информация по размещению

Источник: Bloomberg

Динамика выручки, EBITDA и маржинальности СГ-Транс

Источники: Отчётность МСФО

Динамика и прогноз долговой нагрузки СГ-Транс

* - прогноз компании с учетом рефинансирования кредитов

Источник: Презентация для инвесторов, отчётность по МСФО 

Карта доходностей российских транспортных компаний и ключевых клиентов СГ-Транс

Источники: Bloomberg

Смотрите также:

© АО «Альфа-Банк». Все права защищены. Настоящий отчет и содержащаяся в нем информация являются исключительной собственностью Альфа-Банка. Несанкционированное копирование, воспроизводство и распространение настоящего материала, частично или полностью, в отсутствие разрешения Альфа-Банка в письменной форме строго запрещено. Данный материал предназначен АО «Альфа-Банк» (далее – «Альфа-Банк») для распространения в Российской Федерации. Он не предназначен для распространения среди частных инвесторов. Несмотря на то, что приведенная в данном материале информация получена из источников, которые, по мнению Альфа-Банка, являются надежными, Альфа-Банк, его руководящие и прочие сотрудники не делают заявлений и не дают заверений ни в прямой, ни в косвенной форме, относительно своей ответственности за точность, полноту такой информации и отсутствие в данном материале каких-либо важных сведений. Любая информация и любые суждения, приведенные в данном материале, могут быть изменены без предупреждения. Альфа-Банк не дает заверений и не заявляет, что упомянутые в данном материале ценные бумаги и/или суждения предназначены для всех его получателей. Данный материал распространяется исключительно для информационных целей. Распространение данного материала не является деятельностью по инвестиционному консультированию. Информация, приведенная в данном материале, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Альфа-Банк и связанные с ним компании, руководящие сотрудники и прочие сотрудники всех этих структур, в т.ч. лица, участвующие в подготовке и издании данного материала, могут иметь отношения с маркет-мейкерами, а иногда и выступать в качестве таковых, а также в качестве консультантов, брокеров или представителей коммерческого, или инвестиционного банка в отношении ценных бумаг, финансовых инструментов или компаний, упомянутых в данном материале, либо входить в органы управления таких компаний. Ценные бумаги с номиналом в иностранной валюте подвержены колебаниям валютного курса, которые могут привести к снижению их стоимости, цены или дохода от вложений в них. Кроме того, инвесторы, вкладывающие средства в ценные бумаги типа АДР, стоимость которых изменяется в зависимости от курса иностранных валют, принимают на себя валютный риск. Инвестиции в России и в российские ценные бумаги сопряжены со значительным риском, поэтому инвесторы, прежде чем вкладывать средства в такие бумаги, должны провести собственное исследование и изучить экономические и финансовые показатели самостоятельно. Инвесторы должны обсудить со св оими финансовыми консультантами риски, связанные с таким приобретением. Альфа-Банк и их дочерние компании могут публиковать данный материал в других странах. Поскольку распространение данной публикации на территории других государств может быть ограничено законом, лица, в чьем распоряжении окажется данный материал, должны быть информированы о таких ограничениях и соблюдать их. Любые случаи несоблюдения указанных ограничений могут рассматриваться как нарушение закона о ценных бумагах и других соответствующих законов, действующих в той или иной стране.